Чему обучают ребёнка в детском саду
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО(п.2) и обеспечивает:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей
Работа МБДОУ «Детский сад с.Алексеевка» по сохранению и укреплению здоровья и физического развития детей дошкольного возраста реализуется дополнительно через освоение парциальной программы «Играйте на здоровье» под редакцией Л.Н.Волошиной. Использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта, как средства и формы организации физического воспитания, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает ребенка из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию. Обучение спортивным играм обеспечивает всем детям равные права в овладении ценностями физической культуры и каждому ребенку право выбора, представляет возможности для проявления личных интересов и способностей. Естественно, что достичь этих результатов возможно при условии не насильственного стимулирования моторного развития. Утрата массовости физкультурного движения, упадок «дворового спорта», невозможность для многих семей пользоваться платными услугами в сфере физического воспитания детей вызывают необходимость активизации и систематизации процесса обучения играм с элементами спорта в дошкольных учреждениях.
Цель программы:
Совершенствовать содержание двигательной деятельности детей на основе использования элементов спортивных и подвижных игр.
Задачи:
Формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной деятельности
Обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнение элементов спортивных игр
Содействие развитию двигательных способностей
Воспитание положительных морально-волевых качеств
Формирование навыков и стереотипов здорового образа жизни.
Актуальность настоящей дополнительной программы физкультурно-спортивной направленности « Играйте на здоровье» связана с необходимостью повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста. С одной стороны, в общей системе дошкольного образования физическое воспитание занимает особое место, является важным фактором укрепления здоровья детей и всестороннего развития личности ребенка. С другой стороны, сложившаяся в настоящее время в дошкольных образовательных учреждений система физического воспитания, оценивается многими специалистами, как недостаточно эффективная. Кроме того, современные дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным подвижным играм пришли не менее увлекательные - компьютерные. Это вызывает озабоченность педагогов и врачей: мало, очень мало двигаются дети! А для ребенка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Через подвижные игры ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
Использование парциальной программы «Я-ГоТОв» по образовательной области «Физическое развитие» позволяет создать условия для реализации Указа Президента РФ от 24.03.14г №172 «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО на ступени дошкольного образования.
Цель программы: формирование физической культуры дошкольников как интегративного показателя социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребенка.
Задачи программного содержания:
1. Создание условий, способствующих формированию и развитию физической культуры дошкольника как интегративного качества личности, способствующего социально -коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию, и обеспечивающего становление индивидуального, группового и общественного здоровья.
2. Формирование социокультурной среды развития, отвечающей требованиям современного общества и соответствующей возрастным, индивидуальным, психофизиологическим особенностям дошкольников.
3. Обеспечение психолого-педагогической помощи дошкольникам по приобретению опыта в различных видах физкультурно-спортивной деятельности, связанной с выполнением общеразвивающих и спортивных упражнений, упражнений на становление ценностей здорового образа жизни.
4. Приобщение детей дошкольного возраста к реализации норм ВФСК ГТО.
Парциальная программа «Я – ГоТОв!» по образовательной области «Физическое развитие» основана на методологическом научно-обоснованном подходе формирования физической культуры детей дошкольного возраста. Ранние занятия спортивной гимнастикой, спортивными играми , спортивными упражнениям позволяют создать базовую основу физического развития детей, нацеленного на формирование физической культуры дошкольников.
Программа разработана для детей подготовительной группы (6–7 лет) и строится на понимании особенностей процесса образования ребенка данного возрастного периода, способствует формированию у него основ культуры здорового образа жизни, активной жизненной позиции, нравственных ценностей, предполагает развитие физического и эмоционального благополучия каждого обучающегося.
Содержание каждого занятия включает элементы различных блоков в зависимости от целей и задач занятия, определенных в соответствии с индивидуальными возможностями детей 6–7 лет.
Содержание программы ориентировано на детей всех групп здоровья.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста по представлению о туризме как форме активного отдыха реализуется дополнительно через освоение парциальной программы рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Веселый рюкзачок» под редакцией А.А.Чеменевой, А.Ф.Мельниковой, В.С.Волковой. Туристская деятельность представлена в программе не только как средство оздоровления, но и как средство познания ребёнком окружающего мира, воспитания у него гражданских чувств.
Содержание программы направлено на развитие двигательной и познавательной активности дошкольников, формирование у них осознанного отношения к здоровью, ценностного отношения к природному и социальному окружению. Главная особенность реализации программы «Весёлый Рюкзачок» — это широкое использование средств детского туризма в разных формах образовательной деятельности
Цель:
- целостное развитие личности ребёнка средствами рекреационного, эколого-оздоровительного, краеведческого туризма,
- формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной деятельности,
- освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической культуры.
Задачи:
– оздоровительные: создавать условия для укрепления здоровья детей, закаливания организма, активного отдыха; расширять адаптационные и функциональные возможности детей;
– образовательные:
• способствовать формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к природе родного края, к окружающему миру;
• содействовать освоению знаний в области физической культуры, туризма, краеведения, необходимых для успешной социализации ребёнка;
• развивать двигательные способности, психические познавательные процессы;
• содействовать физическому развитию детей, овладению ими доступными приёмами туристской техники, освоению правил ориентирования на местности;
• воспитывать ценностное отношение к миру природы, историко-культурному наследию, потребность в здоровом образе жизни;
• формировать позитивное отношение к окружающему миру; способствовать установлению межличностных, в частности, дружеских отношений, формировать готовность ребёнка к совместной деятельности со сверстниками
Работа МБДОУ «Детский сад с.Алексеевка» по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность, ознакомление с окружающим миром (природное окружение)) осуществляется через использование в образовательном процессе парциальной программы «Юный эколог» (автор С.Н.Николаева)
Цель:
Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам, формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Задачи:
·Расширение представлений детей о мире природы;
·Устанавливание причинно-следственных связей между различными объектами и явлениями природы;
·Знакомство с правилами поведения на природе;
·Участие в посильном труде на природе;
·Ухаживание за обитателями уголка природы.
Культурно-образовательного проект «Культурный дневник дошкольника Саратовской области»
Культурный дневник состоит из двух частей. Первая часть Культурного дневника – это красочный альбом- путеводитель с рассказами о достопримечательностях Саратовской области, который приглашает взрослых и детей отправиться в увлекательное путешествие по малой родине, узнать много нового, интересного, удивительного и таинственного о родном крае. Альбом-путеводитель включает в себя восемь разделов: «Каменная летопись края», «Музейное зазеркалье», «Театральные встречи», «Наполним музыкой сердца…», «Приглашение к чтению», «Туристические тропы», «Увлекательные и запоминающиеся выходные» и «Памятные даты». Начинать работу следует с того
раздела, который заинтересует малыша. В каждом разделе есть занимательные задания, которые ребёнок может выполнить самостоятельно или вместе с семьёй. Помогут ему в этом условные знаки.
Вторая часть Культурного дневника – это «Беседы с родителями». Книга предназначена специально для родителей и представляет собой навигатор, который поможет взрослым ориентироваться в пособии для детей, грамотно выстроить разговор с ребёнком, организовать совместную деятельность, обеспечить дружественную атмосферу в семье и создать традиции, которые ведут к сплочению семьи.
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста системы представлений о памятниках культуры и искусства Саратовской области, развитие творческих способностей дошкольников в процессе совместной деятельности.
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании культурных ценностей и духовно-нравственного обогащения подрастающего поколения. В настоящее время в ДОУ разработан дополнительный дневник «Любимый сердцу уголок Алексеевка»
Региональный социально-значимый проект для детей старшего дошкольного возраста «Красота в моём мире»
Опыт культурно-выставочной работы и экспозиционных возможностей КВЦ «Радуга» предоставляет ДОУ развивать художественный вкус дошкольников, познавать окружающий мир природы, развивать экологическую культуру и историческую память региона в формах, доступных для детей данной возрастной группы (игровой, познавательной и творческой активности). Это обеспечивает художественно-эстетическое, экологическое, познавательное развитие ребенка посредством участия в мероприятиях различных форматов, в том числе проектных.
Уникальность проекта определяется тематикой и формой музейных занятий, сопровождаемых передвижными мини-выставками художественных репродукций картин, оригиналы которых хранятся в различных музеях страны и мира, а также мини-выставками фотопейзажей природы и краеведения. Каждое музейное занятие сопровождается экскурсией с использованием игрового материала, сюрпризными моментам и тематическими музыкальными подборками.
Цель:
• предоставление возможности ДОУ осуществлять художественно-эстетическое, экологическое и краеведческое воспитание в системе, способствующей гармоничному развитию ребенка старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;
• развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста через восприятие репродукций мировой живописи;
• воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через восприятие высококачественных фотопейзажей родной природы;
• воспитание исторической памяти детей старшего дошкольного возраста через восприятие высококачественных фоторепродукций уникальных традиций и мест малой родины и репродукций мировой живописи.
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята»
Одним из инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста стал новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия. В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в ДОУ с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры. На торжественной церемонии воспитанника ДОУ принимают в «Эколята – дошколята». Ребенок будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней. Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе. С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы. Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды. Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций.
Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.